Комплексная методика формирования осанки у детей 10-12 лет

В нашем обществе традиционно сложилось так, что за здоровье ребенка несут ответственность родители, педагоги и медицинские работники, а по достижении совершеннолетия и сам ребенок уже должна заботиться о своем здоровье. Практически здоровые дети составляют сегодня лишь 1-4% от всего детского населения. Количество детей с нарушением осанки в г. Днепропетровске за последние 30 лет увеличилось в 3 раза и составляет, по данным различных исследований, 60-80%, т.е., в среднем, четыре из пяти имеют видимые деформации опорно-двигательного аппарата. Так при исследовании детей специалистами областной поликлиники, отделения травматологии и ортопедии, им. В.И. Мечникова нарушения осанки были обнаружены в 26,4% детей, а распространение плоскостопия составляет сегодня 40%, что в 3 раза больше (15%), чем в начале 60-х годов. Почти каждый третий ребенок имеет признаки «малых» соединен-тканых дисплазий, а это, в свою очередь, приводит к увеличению патологии не только опорно-двигательного аппарата, но и основных органов и систем, таких как сердечно-сосудистая, сечовидiльна, дыхательная , пищеварительная.

Также в 2-3 раза увеличилась частота выявления тяжелых форм сколиоза, интенсивно нарастают проявления дистрофических изменений опорно-двигательного аппарата, такие, как ранний остеохондроз и остеопороз. Это способствует росту травматизма, связанного со снижением устойчивости опорно-двигательного аппарата даже к воздействиям, повреждающие. В 70% детей наблюдается недостаточная минерализация костной ткани с нарушением ее архитектоники. У таких детей в 2-2,5 раза возрастают сроки восстановления после травм. Более половины детей г. Днепропетровска страдают хронической патологией, каждый четвертый ребенок имеет III группу здоровья.

За время обучения в школе у ​​детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения, в 4 раза — нарушений осанки, в 3 раза — патологии органов пищеварения. Физиологическая потребность ребенка в движении для нормального роста и развития составляет 17-22 тыс. движений в сутки. Большинство детей реализуют только 60-70% этой потребности. Приходя же в 1-й класс школы, ребенок вынужденно, в силу организации режима школьной жизни в 2 раза снижает двигательную активность, поскольку большинство времени проводит сидя. Ребенок вынужден проводить в этом положении в условиях школы, время, которое в 4-5 раз превышающую физиологическую норму. Нарушение осанки, на которые первыми обычно обращают внимание родители или педагоги, не должны расцениваться, как не требующая коррекции деформация позвоночника или стоп. Почти всегда это первый звонок к развитию или серьезных повреждений опорно-двигательного аппарата (сколиотическая болезнь, юношеский остеохондроз, юношеский кифоз, болезнь Шейерманна-Мау), либо заболевания других органов и систем.
Слабое физическое развитие ребенка ведет к нарушению осанки, а нарушения осанки предотвращает нормальной работе внутренних органов, что приводит к дальнейшему ухудшению физического развития. В такое порочный круг попадают многие дети, разорвать его можно, только обеспечив правильное физическое воспитание и адекватный двигательный режим для конкретного ребенка .

Таким образом, современные проблемы в физическом здоровье детей и постоянно растущий процент школьников со сколиозом делают проблему формирования и коррекции осанки очень актуальной на данный момент.

Цель — повысить эффективность процесса формирования и коррекции осанки у детей 10-12 лет средствами оздоровительной физической культуры и оздоровительного плавания.

Объект исследований — процесс физического воспитания детей 10-12 лет.
Предмет исследований — методика использования средств оздоровительной физической культуры и оздоровительного плавания для профилактики и коррекции нарушений осанки у детей 10-12 лет.

Задачи:

1. Определить эффективность разработанной методики формирования осанки у детей 10-12 лет.

2. Обосновать комплексную методику формирования осанки у детей 10-12 лет, основанная на целенаправленном применении средств лечебной физической культуры для различных видов нарушения осанки и профилактике плоскостопия.

Методы исследований. Для решения поставленных в работе задач нами были использованы следующие методы исследования: анализ литературных источников, характеристики, антропометрия, плантография, метод функциональных проб, педагогический эксперимент, математико-статистические методы исследования.

Организация исследований. Исследования проводились на базе медицинского центра «Олпiс» и плавательного бассейна ДНУЖТ им. В. Лазаряна. В исследованиях приняли участие дети в возрасте 10-12 лет, общей численностью 30 человек. Исследования проводились в течение сентября 2008 — май 2009 Дети экспериментальной группы занимались 3 раза в неделю по 1 часу (2 раза занятия лечебной физической культурой (ЛФК) и 1 раз — занятия в плавательном бассейне). Дети контрольной группы посещали только занятия ЛФК 3 раза в неделю.

Результаты исследований и их обсуждение. Перед проведением педагогического эксперимента нами был проведен предварительный осмотр и педагогическое тестирование детей 10-12 лет с целью выявления функциональных и сколиотических изменений. Обзор проводил врач травматолог медицинского центра «Олпiс». При осмотре обнаружены следующие виды нарушения осанки: в 14 детей — правосторонний сколиоз I степени, у 4 — правосторонний сколиоз III степени, у 2 — левостороннее сколиоз I степени, у 6 детей — кифосколиотичну осанку I степени и у 4 — кифосколиотичну осанку II степени. Также визуально проверялось состояние ног: Х-и О-образное искривление. Нарушения не выявлены.

В результате анализа данных антропометрии можно указать, что полученные нами результаты соответствуют возрастным нормам детей 10-12 лет. Так Среднегрупповые показатели длины тела девочек отмечены на уровне 140 см, мальчиков — 150 см. Показатели веса детей колеблются в пределах 39-40 кг. Показатели ОГК в покое у мальчиков и у девочек составили примерно 61-62 см, показатели ОГК на вдохе 68-70 см. Показатели ЖЕЛ в контрольной и экспериментальной группах до эксперимента статистически не отличаются и находятся на уровне 1280 мл — у девочек и 1356 мл — у мальчиков. Таким образом, можно уверенно сказать, что обе группы детей до эксперимента не имели статистически достоверных различий.

Измерив, функциональные показатели детей 10-12 лет (таблица 2) были получены результаты, по которым можно судить о слабом физическом развитии, учитывая то, что при выполнении тестов дети преимущественно могли получить оценку, фактически не превышает «два» балла.

Так при выполнении теста наклон вперед в экспериментальной группе средний балл составил, соответственно, 2,86 и 2,47 балла у девушек и у юношей, а в контрольной — 2,66 и 2,33 балла. При выполнении теста для оценки силы мышц спины в экспериментальной группе средний балл составил, соответственно, 2,27 и 2,93 балла у девушек и у юношей, а в контрольной — 2,33 и 3,13 балла. При выполнении теста для оценки силы мышц живота в экспериментальной группе средний балл составил, соответственно, 2,93 и 3,00 балла у девушек и у юношей, а в контрольной — 3,06 и 3,40 балла.

Результаты проведенного педагогического тестирования учитывались при подборе упражнений лечебной физической культуры и комплексов оздоровительного плавания. При построении тренировочных нагрузок учитывалось, что слишком сильные мышцы обычно следует расслаблять и растягивать, а слишком слабые — укреплять.

Таким образом, разработанная нами методика была направлена ​​на общее укрепление организма, предупреждения прогрессирования сколиотической осанки и возможной коррекции деформации и основывалась на загальнометодични принципы: общая тренировка организма (применение общеразвивающих упражнений), специальное тренировки организма (формирование осанки; разгрузки позвоночника; развитие мышечной выносливости).

Занятия проводились 3 раза в неделю. В теоретическом разделе занятия обсуждали такие темы, как общие сведения о функции позвоночника и осанке, значение систематических занятий плаванием, правила поведения в бассейне, краткая характеристика техники спортивных и прикладных способов плавания, способов плавания, рекомендуемые индивидуально в зависимости от характера заболевания.

Подготовительная часть занятий проходила в зале и включала краткий теоретический курс, общую физическую подготовку, корректируя гимнастику, специальные и имитационные упражнения. Основная часть начиналась со специальных, корректирующих и имитационных упражнений в бортика. Наибольшее внимание уделялось спортивным и рекомендовано-индивидуальным (лечебным) способам плавания. Большое внимание уделялось длительным скольжением и работе ног, постановке правильного дыхания. Главной упражнением при решении задачи формирования и закрепления правильной осанки — является плавание до 400 м в медленном темпе, индивидуально заказным способом, например: брассом с удлиненной паузой скольжения или плавание на спине с разным положением рук.

В зависимости от поставленных задач в занятие включались упражнения той или иной группы, т.е. дифференцированно для каждого вида нарушения осанки. Плавательные упражнения чередовались с дыхательными упражнениями, на расслабление, лежанием на воде.

Для улучшения эмоционального состояния детей, снятия усталости, закрепление и совершенствование плавательных элементов применялись игры, эстафеты, игры с элементами водного поло, ныряние в длину, в глубину. Общеразвивающие упражнения применяются в виде гимнастики, спортивных упражнений и игр. Считалось, что для лечебных целей более приемлемы гимнастические упражнения, так как для них характерна аналитичность (возможность расчленения упражнения на составные части). Гимнастика благодаря неиссякаемой разнообразия движений дает возможность избирательно воздействовать на отдельные мышечные группы, восстанавливать и совершенствовать функцию различных органов и систем организма, точно дозировать нагрузку, позволяет сохранять направленность занятий, в спорте и играх трудно достигается.

Специальная тренировка была направлена ​​главным образом на:
1. Формирование правильной осанки, с помощью многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя, проверка этих положений в гимнастической стенки, в спины, у зеркала на каждом занятии. Поскольку большое значение для формирования правильной осанки имеют упражнения в равновесии мы, с целью более эффективного овладения напряжением и расслаблением отдельных групп мышц, рекомендовали упражнения с удержанием мешочка с песком на голове.

2. Разгрузка позвоночника, является освобождение от тяжести туловища, рук и головы, вес которых при вертикальном положении сдавливает межпозвоночные диски, достигалось посредством нахождения детей в горизонтальном положении: лежа на животе, спине, на боку. В этих положениях связочно-мышечная система позвоночного столба находится в состоянии относительного расслабления, и таким образом достигается разгрузка позвоночника. Разгрузка позвоночника происходит также при висах (простых и смешанных), лазанье.

3. Развитие мышечной выносливости посредством развития мышц, обеспечивающих длительное удержание тела в вертикальных положениях. Улучшение статической выносливости достигалось за счет применения систематических упражнений с увеличением времени периода сокращения мышц, что создавало «мышечный корсет», способный удерживать тело в покое и в движении и, который представляет собой непременное условие для создания и укрепления правильной осанки.

Наибольшее значение имели различные гимнастические упражнения для укрепления мышц плечевого и тазового поясов, нижних конечностей и особенно мышц спины и брюшного пресса. Для выборочного укрепления мышц спины и брюшного пресса применялось исходное положение лежа на животе, на боку, на спине. По мере усвоения упражнений при «разгруженном» позвоночнике внимание уделялось правильному положению тела, что способствовало укреплению мускулатуры.

Упражнения в равновесии использовались для формирования осанки на стадии закрепления навыка прямо держаться, те же движения выполнялись из положения сидя, стоя. Эти упражнения направлены на воспитание тонкого ощущения положения отдельных частей тела в каждый данный момент, что и позволяет сохранять равновесие даже при очень трудных состояниях. Также применялись упражнения направлены на координацию движений, ловкость, ориентировку в пространстве и другие качества. Упражнения в равновесии выполнялись на полу и на повышенной опоре (бревно, гимнастический скамейку), упражнения со снарядами (с гимнастической палкой и с мячами).

Как уже указывалось, на ряду с комплексом ЛФК, который вел в сухом зале дети занимались в бассейне оздоровительным плаванием.

При прохождении курса оздоровительного плавания нами решались следующие специальные задачи:
1. Исправления дефектов осанки, формирование и закрепление навыка правильной осанки.
2. Укрепление мышечного корсета, т.е. развитие силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса.
3. Повышение функциональных возможностей организма (тренировка и развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем).

Также следует указать, что для каждого вида искривления осанки нами были разработаны комплексы ЛФК и оздоровительного плавания.
В занятия также включалось лазанье по канату и гимнастической стенке, прыжки через скакалку, прыжки с мячом между стоп, прыжки на носках на одной и двух ногах одновременно, упражнения в балансировании, упражнения на специальных тренажерах для стоп.

После проведения педагогического эксперимента, с целью выявления влияния разработанной нами комплексной методики формирования осанки на организм занимающихся нами было проведено повторное педагогическое тестирование. Показатели антропометрии после педагогического эксперимента представлены нами в таблице.

Так средний показатель прироста длины тела в экспериментальной и контрольной группах у девочек составил приблизительно 1,1-1,2 см, а у мальчиков — 0,8-1,0 см. В обеих группах в течение эксперимента наблюдалось незначительное похудение девочек на 1,5 кг. У ребят, напротив, наблюдалось статистически незначительное увеличение веса на 0,6 кг — в экспериментальной и на 1,2 кг — в контрольной.

В экспериментальной группе показатель ОГК вырос на 1,4 см и 1,6 см соответственно у ребят и у девочек, в контрольной группе — на 1,4 и 1,1 см, соответственно, у девочек и у юношей.

На 124 мл в среднем увеличились показатели ЖЕЛ девочек экспериментальной группы. У мальчиков этот показатель вырос на 154 мл. В контрольной группе данный показатель вырос на 9 мл у девочек и на 15 мл у мальчиков. Таким образом, больший прирост показателей ЖЕЛ в экспериментальной группе связан именно с внедрением в процесс физического воспитания детей комплексной методики формирования осанки, предусматривавшая наряду с классической формой проведения ЛФК еще и занятия оздоровительным плаванием, которое, как известно, имеет положительное влияние на развитие функциональной системы детей, а именно показателей ЖЕЛ. Результаты повторного определения функциональных показателей в контрольной и экспериментальной группах приведены в таблице.

Измерив, функциональные показатели детей после педагогического эксперимента были получены результаты, по которым можно судить о значительном улучшении физического развития детей экспериментальной группы. Так у детей экспериментальной группы наблюдалось статистически достоверное улучшение показателей во всех тестах: показатели силы мышц живота у девочек повысились на 1,4 балла, у мальчиков — на 1,87 балла и показатель силы мышц спины увеличился у девочек на 2, 20 балла, у мальчиков на 1,74 балла;

В контрольной группе получены следующие результаты: показатель силы мышц живота у девочек вырос на 0,74 балла, у мальчиков — на 0,73 балла, а показатель силы мышц спины у девочек увеличился на 1,04 балла, у мальчиков — на 0,93 балла.

Таким образом экспериментальной группе после эксперимента мальчики и девочки во время выполнения тестов, направленных на определение силы мышечного корсета основном получили оценку «хорошо» и «отлично». Это говорит о повышении тонуса мышц спины и живота, что должно положительно влиять на коррекцию осанки детей этой группы. В контрольной группе при выполнении аналогичных тестов нами получены оценки на уровне «удовлетворительно» и «хорошо». Таким образом экспериментально доказано, что физические упражнения и оздоровительное плавание влияют на позвоночник, укрепляя мышцы туловища, позволяют добиться корригирующего воздействия на деформацию, улучшить осанку, функцию внешнего дыхания, дают общеукрепляющий эффект, поскольку ЛФК и занятия плаванием показаны на всех этапах развития сколиотической болезни.

ВЫВОДЫ

1. Определенное состояние проблемы формирования правильной осанки у детей 10-12 лет. Установлено, что одним из ведущих средств консервативного лечения сколиоза является оздоровительная физическая культура, плавание и лечебный сегментарный массаж, который способствует устранению такого дефекта осанки, как сколиоз I степени.

Однако современность требует поиска новых более эффективных методик формирования правильной осанки у детей разного возраста, что и делает выбранное направление исследований актуальной проблемой современности.

2. Обоснована комплексная методика формирования осанки у детей 10-12 лет, основанная на целенаправленном применении средств лечебной физической культуры для различных видов нарушения осанки и профилактике плоскостопия. Предлагается оздоровительных занятий детей 10-12 лет, имеющие сколиотическую осанку и плоскостопие привлекать специальные комплексы лечебной физической культуры соответственно степени и вида сколиоза и плоскостопия и специальные плавательные упражнения, предлагаемые использовать дифференцированно в зависимости от выше указанных факторов.

3. Установлено, что в результате использования предложенной нами методики у детей экспериментальной группы значительно улучшились показатели в тестах, которые определяют силу мышц живота на 1,40 балла и 1,87 балла; силу мышц спины на 2,20 балла и 1, 74 балла. Это свидетельствует о повышении тонуса мышц, оказывает положительное влияние на коррекцию осанки детей. Кроме того в экспериментальной группе значительно улучшились показатели ЖЕЛ — у девочек на 124 мл, а у мальчиков на 154 мл, что является безусловным положительным влиянием занятий оздоровительным плаванием.

В дальнейшем исследования следует направить на определение влияния оздоровительной физической культуры и оздоровительного плавания на формирование правильной осанки с привлечением значительно большего количества специфических и неспецифических тестов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Н.Г. Секреты здорового позвоночника / Н.Г Андреева — Санкт-Петербург: Невский проспект, 2000. — 185 с.
2. Бирюкова А.А. Массаж: учебник [для институтов физической культуры] / А.А. Бирюкова — М.: Медицина, 1985. — 44 с.
3. Блюм Е.И., Велитченко В.К. Оригинальная методика лечения детей, страдающих сколиозом II-III степени / / II Всероссийская конференция — М.: 1997. — С. 34-39.
4. Dr. Alan Stoddard. Monual of ostcopathic technique. Translated by Dr ON Lookash. Kings College Hospital, London University pictured in 1999.