Среди общегосударственных ценностей, определяющих социально-экономическую политику цивилизованных государств, приоритет здоровья и здорового образа жизни не вызывает сомнений. Здоровье людей главная «визитная карточка» социально-экономической зрелости, культуры и успешности цивилизованного государства.

Изменения Социоэкологический среды обитания людей, которые произошли в конце XIX века, повлекших столь существенное влияние на здоровье населения, сегодня это рассматривается как глобальная проблема современного мира. В наибольшей степени страдает от этого население тех стран, которые пока не имеют достаточно экономических ресурсов для восстановления поврежденного окружающей среды и обеспечения всем своим гражданам надлежащего уровня социальной защищенности. В первую очередь от этого страдает молодое поколение, и это создает угрозу будущему устойчивому развитию таких обществ. В связи с этим возникает проблема улучшения здоровья молодежи путем поиска новых подходов, а именно — внедрение проектов по формированию здорового образа жизни, основанных на современных теоретико-методологических положениях, новом взгляде на феномен здоровья населения, на роль и место различных общественных институтов.

В последние годы появилось много научных трудов ученых и практикантов, которые отображают общие тенденции в разработке методологических, теоретических и прикладных аспектов проблемы здорового образа жизни. По нашему мнению, особого внимания заслуживают исследования В. И. Бобрицкого, посвященное проблеме формирования здорового образа жизни у будущих учителей и авторского коллектива — А. А. Яременко, О. В. Вакуленко, Ю. М. Галустян, Н М. Комарова, Р.Я Левин, посвященное теоретико-методологическим основам формирования здорового образа жизни среди молодежи, разработке и внедрению проектов здорового образа жизни в рамках российско-канадского проекта «Молодежь за здоровье» (2003-2007).

Целью нашего исследования стало изучение и анализ наработок ученых по исследуемой проблеме, стремление к объективному изучению зарубежного опыта решения вопросов формирования здорового образа жизни и выделение этапов современной истории формирования здорового образа жизни.

В процессе исследования применялись следующие методы: теоретический анализ и обобщение литературных источников.

Следует отметить, что попытки теоретико-прикладных наработок по проблеме формирования здорового образа жизни в науке осуществлялись неоднократно. Однако, по мнению многих исследователей этого вопроса, только в ХХ веке возникло реальное основание для их обобщения и систематизации, что сделало возможным осуществление глубинного анализа сущности этого феномена, раскрытия научного содержания понятия «формирование здорового образа жизни». Именно поэтому XX века можно назвать этапом осмысления теоретических знаний и эмпирического опыта по исследуемой проблеме.

Разработка теоретических и практических аспектов проблемы формирования здорового образа жизни стало привлекать особое внимание исследователей в первой половине ХХ века. При этом большое значение придавалось обеспечению комплексного подхода в научных исследованиях и осуществлении массовых профилактически-оздоровительных мероприятий с целью обеспечения здорового, сильного молодого поколения. Вопросы формирования здорового образа жизни стали рассматриваться с точки зрения их государственной значимости. По мнению специалистов Киевского НИИ социальной гигиены и управление здравоохранения В.Я. Когана и В.И. Величко, предметом научного исследования которых стала история формирования здорового образа жизни в СССР, уже в 20-е pp. XX в. начала создаваться научная база для решения этой проблемы на общегосударственном уровне [6, с. 121]. Вместе возникла объективная потребность в разработке теории и практики формирования здорового образа жизни, популяризации научных знаний среди населения, что стимулировало государство к активному привлечению известных ученых в этот процесс.

В первой половине ХХ века было начато много специальных научно-популярных журналов, печатаются статьи ученых. Так, выдающийся ученый-эпидемиолог, инфекционист и общественный деятель Д.К. Заболотный 1921 г. опубликовал работу «Известия к крестьянам о науке и народное здоровье», в которой в доступной форме осветил значение здорового образа жизни для сохранения здоровья человека.

Большую читательскую аудиторию завоевали печатные издания медицина «(1922 -1937 pp),» Путь к здоровью «(двухнедельный иллюстрированный популярный журнал для рабочих и крестьян, 1925-1929 pp.),» Путь к здоровью «( научно-популярный журнал, 1925-1941 pp.) и приложение к нему «За трезвость» (1929), «Здоровье и образование» (1921 — 1922 pp), «Вопросы профилактики» (1925 p.). Начала активную деятельность союз Красного Креста УССР, выдавшей шесть номеров своего журнала в довоенный период. В этих изданиях на популярном уровне публиковались интересные научные наработки отечественных ученых по проблеме формирования здорового образа жизни относительно специфики профессиональной деятельности человека.
В начале 30-х pp. XX в. был создан Всероссийский институт социалистической здравоохранения (ВИСОЗ), основная задача которого состояла в осуществлении комплексных социально-гигиенических исследований и внедрения их в практику оздоровления людей. Институт тесно взаимодействовал с отделами социальной гигиены и патологии научно-исследовательских институтов и в своей работе придавал большое значение первичной профилактике заболеваний человека [5]. Следует отметить, что именно в осуществлении комплекса мер первичной профилактики и просвещения в 20-30-е pp. прошлого века в России виделся путь к решению проблемы формирования здорового образа жизни.

В этот период в России появляется ряд новых периодических изданий, освещающих различные аспекты формирования здорового образа жизни: «За здоровое питание» (1930 -1931.pp.), «Здоровая смена» (1931 — 1933 pp), «По социалистическую здравоохранении «(1933 p.), приложение к научно-популярного журнала» Путь к здоровью «под названием» За оздоровление труда и быта «(1929-1932 гг.) Эти издания сыграли важную роль в улучшении санитарной культуры населения, утверждении гигиенических принципов профилактики таких инфекционных болезней, как туберкулез, чума, холера, оспа, тиф и т.д., способствовали росту интереса людей к спорту и норм рационального питания.

Следует отметить, что во второй половине 30-х pp. XX в. начала активно проявляться тенденция к централизации, которая привела к сосредоточению приоритетных научных центров в Москве и закрытия многих исследовательских центров в столицах республик, в том числе и в России Всероссийского института здравоохранения и антиалкогольный союз. Как следствие, отсутствие в России на протяжении практически пяти десятилетий единого координационного центра, который бы последовательно проводил идею сохранения и укрепления социального и индивидуального здоровья путем первичной профилактики привело к тому, что длительное время проблема формирования здорового образа жизни не была объектом целенаправленных научно-прикладных исследований. И только в 50-е pp. ХХ века решения проблем формирования здорового образа жизни в массовом медицинской практике традиционно осуществлялось в рамках профилактической подхода, в основе которого лежала оборонная стратегия сохранения и укрепления здоровья. Низкая эффективность мероприятий по формированию здорового образа жизни с позиций профилактики побудило ученых к поиску новых подходов в решении этой проблемы.

Таким образом, вторая половина XX в. отметилась поиском новых подходов к сохранению и укреплению здоровья людей, который сопровождался пересмотром устоявшихся стереотипов по профилактике болезней как единственно возможного выхода из положения.

Прогрессивные ученые-медики конце 60-х pp. XX в. предприняли попытку сформулировать положения о механизмах здоровья и способы воздействия на них. Приоритет в создании нового научного направления, получившего название «санология» (с лат. Sano — здоровье, греч. Logos — наука) принадлежал ученым-медикам С.Ф. Олийныку и С. М. Павленко. Вместе санология не была воспринята медицинской общественностью и забыта на два десятилетия до момента обоснования ее методологической базы Ю.П. Лисицын (1987 г.). Этот исторический период отметился обострением внешнеполитического положения, ростом недоразумения между супердержавами, что, несомненно повлияло на образ жизни людей, их систему мировосприятия. Образ жизни людей, принадлежавших к различным экономическим миров, их жизненные ценности, отношение к здоровью стали предметом острых дискуссий не только в политике, но и в сфере здравоохранения. Так, в науке возникла основа для исследования проблем здоровья и здорового образа жизни на основе накопленного в философской литературе материала об образе жизни.

Философский аспект здорового образа жизни наиболее полно раскрывался в работах И.И. Брехмана, И.М. Смирнова, Е. Чазова, Г.И. Царегородцева и др. Обобщая позицию исследователей этой проблемы, С. И. Горчак утверждает: «большинство из них сходятся во мнении, что содержание и сущность здорового образа жизни можно научно раскрыть только в соотношении с такими основополагающими категориями исторического материализма, как» способ производства «,» образ жизни «,» культура «.

В конце 70-х — начале 80-х pp. XX в. концептуальные основы формирования здорового образа жизни разрабатывались отечественными учеными в сопоставлении с исследованиями зарубежных теоретиков и практиков. В частности, Ю.П. Лисицын отмечал: «Со образом жизни связывают и такие понятия, как» уклад жизни «,» уровень жизни «,» качество жизни «,» стиль жизни «; буржуазные идеологи пытаются даже заменить похожими понятиями, в частности» качеством жизни «, марксистское понимание образа жизни. Проблема здорового образа жизни, исследовалась именно на фоне политических баталий. Это в свою очередь отразилось в большинстве исследований 80-х pp. XX в. и на разработке такой категории, как «здоровый образ жизни». Если еще в начале 80-х pp. прошлого века в научной литературе понятие «здоровый образ жизни» определялось как «типичные и существенные для этой общественно-экономической формации формы жизнедеятельности человека, укрепляют адаптивные возможности организма человека, способствуют полноценному выполнению им социальных функций и достижению активного долголетия», то впоследствии во взглядах на проблему появлялось вполне очевидное политическую окраску. Так, в формулировке исследуемого понятия начал звучать другой контекст: «Здоровый образ жизни — это деятельность направленная на сохранение и улучшение здоровья как условие и предпосылку осуществления и развития других сторон социалистического образа жизни» (Ю. П. Лисицын, 1982).

Ведущим фактором формирования здорового образа жизни была признана медицинская активность. Вместе была принята комплексная программа профилактики заболеваний, в которой центральное место принадлежало вопросам формирования здорового образа жизни советского народа, рассматривались как «основа первичной профилактики». Однако, к сожалению, участие учебных заведений в формировании здорового образа жизни молодого поколения ограничивалась лишь воспитанием навыков гигиенического поведения и профилактикой вредных привычек: употребление алкоголя и наркотических веществ, табакокурения. Эта ограниченность имело логическое отражение и в педагогических толкованиях понятия «формирование здорового образа жизни». Так, академик Б.Т. Лихачев в «Психолого-педагогическом словаре для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений» представляет его как «антиотруююче воспитание» и «процесс формирования у детей сознания опасности наркотического, токсического, алкогольно-никотинового отравления организма и психики, развития нравственно-эстетической брезгливости и противодействия пьянке, курением, наркотикам «.

Во второй половине 80-х годов ХХ века произошел значительный рост интереса к зарубежному опыту решения вопросов формирования здорового образа жизни. Причем эта заинтересованность характеризовалась стремлением к объективному изучению этого опыта, попытками через непредвзятое, незаполитизоване отношение найти то положительное, что может быть использовано в отечественной теории и практике формирования здорового образа жизни.

В чем же заключалась специфика подходов к решению проблемы формирования здорового образа жизни зарубежных стран и какой позитив она может продемонстрировать для России? Ответы на эти вопросы дают несколько исторических дат, ставших знаковыми в определении целей и программной деятельности стран, которые возглавили список наиболее успешных в формировании благоприятной для сохранения здоровья граждан государственной политики.

Особый толчок исследованиям в интересах общественного здоровья в наиболее экономически развитых странах дал документ, опубликованный в Канаде 1974 p., известный в мире как «Отчет Лалонда». Этот отчет аргументировано доказал, что традиционная система здравоохранения, в частности, и медицина вообще играют не главную роль в комплексе факторов, определяющих здоровье человека. Впервые была очерчена перспектива улучшения общественного здоровья, связанная с формированием здорового образа жизни населения, которая оказывается намного эффективнее и экономически целесообразной с точки зрения государственной политики, чем бесконечные расходы на лечение последствий нездорового образа жизни, ежегодно требуют увеличения, но не обеспечивают желаемого результата. Эту деятельность была названа английском «Хелс промоушен» (health promotion), а российские специалисты пользуются адекватным определением «Формирование здорового образа жизни» (ФЗОЖ).
В наше время ФЗСЖ выступает как система практических мер и теоретическая дисциплина со всеми соответствующими компонентами — методологии, методике, системой оценки, описанием лучших достижений, доказавшие свою эффективность и т.д.

Таким образом, «Отчет Лалонда» (1974 г.) — начало первого этапа современной истории формирования здорового образа жизни.

Значительный вклад в разработку всемирно признанной концепции здоровья и его укрепление должно Европейское региональное бюро (ЕРБ) ВОЗ. 1979 ЕРБ совместно с Международной эпидемиологической ассоциацией опубликовало исследование под названием «Измерение уровня здоровья». В 1980 году по инициативе ЕРБ осуществлен анализ подходов к толкованию понятия «укрепление здоровья», на основе результатов которого рабочая группа ЕРБ 1981 предложила рекомендации по разработке программы санитарного просвещения и образа жизни.

В сентябре 1981 p. Европейский совет, объединявший более 20 западноевропейских стран, провела в Мадриде конференцию министров здравоохранения на тему «Европейский подход к охране здоровья». В выступлениях участников конференции обращалось внимание на исключительное значение здорового образа жизни в сохранении здоровья и подчеркивалась роль индивида в его укреплении.

В ноябре 1983 года по инициативе ЕРБ ВОЗ было созвано совещание «Научные подходы к здоровью и здравоохранения» (г. Ульм, Швеция), на котором были рассмотрены концепции здоровья и выдвинуто предложение о создании Рабочей группы по рассмотрению концепций и принципов укрепления здоровья (июль, 1984 p.). С 1984 года разработку концепции здоровья и исследования в этой области продолжаются в Европейском регионе ВОЗ в рамках программы укрепления здоровья. Значительный вклад в ее реализацию имели совещание Международной исследовательской группы по проблемам укрепления здоровья (Копенгаген, 1985 p.), рабочие совещания по практическим аспектам внедрения программ укрепления здоровья (Кардифф, 1985 г.) и по укреплению здоровья работающего населения (Кельн, 1985 г.). К решению вопросов сохранения здоровья были привлечены специалисты Института социальной и профилактической медицины (Швейцария, Берн) и Научно-исследовательского отдела по проблемам влияния стереотипов поведения на здоровье (Великобритания, Эдинбург).

Важной вехой в определении стратегических ориентиров в решении проблемы формирования здорового образа жизни было проведение под эгидой ВОЗ двух представительных международных конференций. Одна из них состоялась в Оттаве (Канада) в ноябре 1986 года с участием делегатов из 35 стран (в том числе и СССР) и вошла в историю как I международная конференция по пропаганде здорового образа жизни. Всего с 1986 по 2000 годы под эгидой ВОЗ состоялось пять международных форумов (Австралия, 1988 p., Швейцария, 1989 p.; Швеция, 1991 p.; Индонезия, 1997 p.; Мексика, 2000 p.), каждый из которых посвящался решению тех или иных аспектов проблемы формирования здорового образа жизни. Анализ материалов этих конференций позволяет выявить определенные ими основные приоритеты в подходах к формированию здорового образа жизни.

Принятые Оттавской хартией основные положения и положения по улучшению здоровья населения путем формирования здорового образа жизни были реализованы в конце 90-х гг. XX в.

Таким образом, Оттавская хартия — событие, которое положило начало второй этап современной истории формирования здорового образа жизни. Из идеологии Оттавской хартии следует, что одним из ключевых понятий деятельности по улучшению здоровья людей становится понятие здорового образа жизни.

В российской валеологический науке для объяснения этого понятия часто пользуются так называемой формулой здоровья (формула ФЗЗСВП): ЗОЖ — это все действия человека, которые непосредственно направлены или косвенно касаются формирования, сохранения, укрепления, потребления, восстановления и передачи здоровья. Составляющие здоровый образ жизни включают различные элементы, касающиеся всех сфер здоровья — физического, психического, социального и духовного.

Со времени Оттавской конференции деятельность по ФЗОЖ приобрела в мире еще большей активности, и в практику работы ВОЗ вошла традиция периодического подведения итогов и обмена опытом по этой тематике. Так, 5-9 апреля 1988 г. в Аделаиде (Австралия) состоялась II Международная конференция по ФЗОЖ, наиболее уделила внимания первом из пяти направлений ФЗОЖ, определенных Оттавской хартией — развитии политики здоровья. Итоговый документ этой конференции, известный как Аделаиды рекомендации, определено содержание здоровой политики.

Следующая международная конференция второго этапа истории ФЗОЖ состоялась 9-15 июня 1991 г. в Швеции (Сундсваль). Сундсвальська заявление отметила, что здоровье людей и среду обитания взаимосвязаны и неразделимы, что понятие «окружающая среда» включает физический и социальный аспекты, и деятельность по созданию среды благоприятной имеет много измерений: экологический, социальный, духовный, политический, экономический и т.д. , притом все эти измерения взаимосвязаны и динамично взаимодействуют.

1997 года состоялась событие, которое положило начало нынешней, третий этап современной истории ФЗОЖ. Ею стала IV Международная конференция по формированию здорового образа жизни созванная в Джакарте (Индонезия). Итоговым документом этой конференции стала Джакартский декларация «За пропаганду здорового образа жизни в 21 веке». В ней пидсумувано 20-летний опыт реализации Глобальной стратегии «Здоровье для всех»; оценена эффективность ФЗСЖ как средства улучшения общественного здоровья; идентифицированы новые направления и стратегии ФЗОЖ, которые должны стать откликами на новые проблемы здоровья, которые достигают в XXI века; впервые рассмотрена возможность привлечения частного сектора к ФЗОЖ.

Итак, на третьем историческом этапе формирования здорового образа жизни, проведенном на Джакартский конференцией в 2000 г., был проанализирован опыт предыдущего двадцатилетия, определены имеющиеся достижения и просчеты, идентифицированы новые вызовы времени, которые предопределяют особенности деятельности по улучшению здоровья населения мира, на следующих исторических этап развития человечества.

Выводы:

1. Анализ сущности и раскрытия научного содержания понятия «формирование здорового образа жизни» было осуществлено в ХХ веке.

2. Вопросы формирования здорового образа жизни стало рассматриваться с точки зрения их государственной значимости в первой половине ХХ века.

3. Во второй половине ХХ века проблема здорового образа жизни исследовалась с политической точки зрения. Приоритет в разработке теоретических и прикладных аспектов проблемы формирования здорового образа жизни был признан по системе здравоохранения. Источниковая база исследования пополнилась рядом работ ученых-медиков по вопросу изучения социалистического образа жизни.
4. Важным событием в определении стратегических ориентиров в решение проблемы формирования здорового образа жизни было проведение под эгидой ВОЗ двух международных конференций: Оттавской (Канада) в 1986 году и джакартской (Индонезия) в 1997 году. Россия переняла опыт зарубежных стран и активно присоединилась к реализации проекта «Молодежь за здоровье. Россия-Канада », который стартовал в 1998 году.

5. К наиболее актуальных и приоритетных направлений развития и внедрения программ по формированию здорового образа жизни следует отнести подготовку специалистов, поддержку молодежных проектов, распространение и совершенствование информационно-образовательных программ.

Список литературы

1. Бобрицкая В.И. Формирование здорового образа жизни у будущих учителей: монография / Валентина Ивановна Бобрицкая. — М.: ООО Полиграфический центр «Скайтек», 2006. — 432 с.
2. Большая медицинская энциклопедия. — 3-е изд. — М., 1980. — Т.14. — С.382-401.
1. Брехман И.И. Философско-метологические аспекты проблемы здоровья человека / / Вопросы философии. — 1982. — № 2. — С.43-53.
2. Горчак С.И. К вопросу о дифинициы здорового образа жизни / Здоровый образ жизни: социально-философские и медико-биологические проблемы / Ред. Н. С. Илларионов. — Кишинев: Штиница, 1991. — 184 с.
3. Каган С.С. Работа Всеукраинского института социалистической здравоохранения как комплексного социально-гигиенического института / / Профилактическая медицина. — 1934. — № 3. — С.44.

Остались вопросы или есть что добавить? Пишите:

avatar
  Подписаться  
Уведомление о

Внимание! Представленная на сайте информация является ознакомительной и не является единственным верным источником, для полноценного лечения обратитесь к врачу!
Сайт не предназначен для просмотра лицам младше 18 лет.