Понятие «здоровый образ жизни» — это концентрированное выражение взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Здоровый образ жизни объединяет все то, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях. Он ориентирует деятельность индивидуума в направлении укрепления и развития индивидуального и общественного здоровья. В целом проблема здоровья человека поставлена ​​сегодня в один ряд с такими фундаментальными науками как биология, физика, химия.

По своей практической значимости, она считается одной из самых сложных и актуальных проблем современной цивилизации. Причин много: неспособность современной медицины перед проблемой роста хронических «болезней» цивилизации, катастрофическое уменьшение резистентности организма человека к патогенным факторам окружающей среды, отсутствие в сознании людей мировоззренчески-конструктивной основы по постоянной заботы о своем здоровье и процветание общества и природы, собственные психологические проблемы Связанные с индивидуальным здоровьем человека, его здоровым образом жизни, рост негативного влияния психоэмоциональных факторов, состояние самосознания современного человека.

Анализ последних исследований: В современной педагогической науке всесторонне исследуется данная проблематика. Анализ научных работ (А. Дубогай, С. Душанина, К. Власова, Л. Иващенко, А. Яременко и др.) свидетельствует, что проблема формирования здорового образа жизни является многоаспектной и связана с комплексом вопросов гармоничного физического, психического, культурного, духовного развития личности, соблюдение оптимальных для здоровья режимов дня, учебы и отдыха, питания, личной гигиены, двигательной активности, закаливание, преодоление вредных привычек.

При всей важности понятия здоровья не так просто дать ему исчерпывающую характеристику. Опираясь на выводы П. И. Калью можно выделить доминирующие подходы в этом плане: нормальная функция организма на всех уровнях его организации (оптимальное протекание биофизических, биохимических и физиологических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и размножению); динамическое равновесие между внутренним и внешней средой; способность к полноценному выполнению основных социальных функций; свойство организма адаптироваться к постоянным изменениям жизни в окружающей среде; отсутствие болезней; полное физическое, духовное и социальное благополучие. Принимая во внимание анализ сущностных признаков здоровья можно выделить несколько его моделей: медицинскую, биомедицинскую, биосоциальной и ценностно-социальную модели.

Необходимо обратить внимание на то, что одни авторы трактуют понятие здоровья как состояние, другие как динамический процесс. Однако, здоровья необходимо рассматривать в органическом единстве процесса сохранения и развития психофизиологических функций, трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни, которая зависит от многих факторов, в том числе от образа жизни.

Образ жизни — это одна из важнейших биосоциальных категорий, интегрирует представления о соответствующем тип жизнедеятельности человека. Он характеризуется особенностями повседневной жизни человека, которое охватывает его трудовую деятельность, быт, формы досуга, участие в общественной жизни, материальные и духовные потребности, нормы и правила поведения и т.д. В настоящее время, доказано, что из совокупности всех факторов детерминирующих здоровье человека, 55% приходится на образ жизни. При этом, образ жизни человека включает три категории: уровень, качество и стиль жизни [8]. Давая оценку каждой из этих категорий в формировании здоровья человека, необходимо отметить, что при определенных равных возможностях первых двух (уровень и качество), которые носят общественный характер, здоровье человека в значительной степени зависит от стиля жизни, который имеет персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями и индивидуальной предрасположенностью.

Здоровый образ жизни определяется по-разному. В большинстве случаев его рассматривают как сознательную и счастливую жизнь индивида, основанную на понимании и толковании различных сфер жизненной реальности человека на основе универсальных законов бытия. Итак, здоровый образ жизни определяется сознанием человека, вернее его самосознанием. Учитывая выше сказанное возникает необходимость рассмотреть жизнедеятельность человека в контексте ноосферного мышления.

Цель исследования: Теоретическое обоснование важности здорового образа жизни в контексте ноосферного мышления и определения факторов, влияющих на отношение человека к своему здоровью.

В. И. Вернадский рассматривал ноосферу (от греческого ноос — разум) как особую «умственную» оболочку Земли, по которой умственная деятельность человека становится определяющим фактором ее развития, которая формируется в результате ее взаимодействия с человеческим обществом и предполагает гармоничное сосуществование природы и человека. Характерной чертой ноосферы является экологизация всех сфер человеческой жизни, тесная связь законов природы и социально-экономических факторов общества.

Субъективным аспектом ноосферного мышления являются ощущения собственного «Я». Самосознание указывает на связь процессов ощущений и представлений. Эти элементы-представления входят в наиболее близкие отношения с «Я». Они состоят из общих ощущений и представлений о собственное тело, возникающие из совокупности содержания сознания и тесно переплетаются с чувством собственного «Я». В психологии это качество получила название самосознания. Самосознание составляют элементы, входящие в нее на основе наиболее близких отношений, возникающих из общих ощущений и представлений собственного тела.

В соответствии с законами психологического развития, эта взаимосвязь элементов можно рассматривать в трех аспектах: связь волевых процессов, содержание волевых процессов, чувства и аффекты, которые их сопровождают. Таким образом, день за днем ​​происходит самовосприятия самого себя, понимание того, чему отдавать предпочтение для достижения гармонии.

Рассмотрим, что является приоритетным для самовосприятия в движении по пути к здоровому образу жизни:
— «Я» телесное (идентификация собственного «Я» с телом); самоидентификация (осознание себя как одного и того же, но переменной личности на протяжении всей жизни);
— Достижение личной идентичности связанной с полом, ее проблемами и способами разрешения противоречий между сексуальными попытками и требованиями морали, а также определением соответствующих жизненных целей;
— Самоуважение, в том числе и гордость за красивое здоровое тело и здоровый дух.

В формировании здорового образа жизни эти приоритеты являются главными относительно выражения глубинной сущности «Я». Личностная интериоризация внешних отношений, формирующих чувство любви и является основой благополучия, радости, сочувствия, влияя тем самым на образ жизни, здоровья индивидуума, семьи, рода и в целом — народа.

Вместе личностная интериоризация внешнего мира означает расширение «Я» за пределы органического тела индивида. Интериоризация имеет место тогда, когда внешние отношения становятся таким содержанием опыта, который интегрируется на высших уровнях индивидуальной организации (самосознания) и побуждает к участию в этом опыте личностного «Я».

Косвенно вышеперечисленные причины и приоритеты влияют на все проявления человека, в том числе и на его образ жизни. Наряду с этим зеркальное «Я» — это и представление о том, как нас видят другие, реакция на эти оценки, которые проявляются в раздумьях, удовольствии, ощущении стыда, вины и т.д.

В эпоху трансформации украинского общества возникает потребность проявления природного потенциала нации. Интеллектуально-нравственный потенциал здоровья является основной характеристикой уровня развития нации, а стиль жизни — прямая его следствие. Наряду с этим человек — часть социума. Именно поэтому здоровый образ жизни является показателем культуры человечества, которая возникла в процессе стремления человека познать окружающий мир и сформировать к нему свое миропонимание.

С одной стороны, нет ничего ближе человеку его тела и личности, своего собственного «Я», и нет ничего важнее чем познание этого «Я». С другой стороны нет ничего более не понятно, запутанного, неустойчивого, переменного от одного состояния к другому, чем «Я». Все имеет свою природу, свой базис, то, что касается нашего собственного «Я», то парадокс заключается в том, что ясность нашего «Я» — только представление, которое складывается в процессе восприятия реального мира.

В этом отношении для нас важны размышления И. Сан-Франциско (1992): «Человека мучает собственное тело. Тело человека имеет свое собственное понимание счастья и горя, радости и печали. Телесные эмоции бывают для человека новым источником страданий и страха «. Очевидно, что моральное состояние человека становится тяжелым в условиях когда ее душа причастна к любому коллективного зла (наркомания, алкоголизм, вербальная и физическая агрессия и т.д.). Итак, здоровье человека, его образ жизни напрямую связан со страхом, который разрушает жизненные силы человека. Важно, чтобы человек был готов к реализации своего природного «таланта», решение соответствующих жизненных задач. Эта готовность предполагает знание определенной совокупности принципов:

— В человеке от природы заложены все уникальные свойства Вселенной;
— В основе здорового образа жизни лежит позитивное мышление, позитивное отношение к себе и к другим;
— Единственным условием сохранения человека как вида является гармоничная физическое совершенство телесной оболочки за счет собственных усилий и индивидуальной программы здорового образа жизни;
— Путь к Homo valiens (человек здоров) лежит через единство логического и интуитивного, материального и духовного, гармонию со Вселенной: единство человека и Бога; единство человека и природы; единство между народами и людей между собой; восприятие самого себя — гармония.
— Принцип единства «слова-звука», «геометрической формы-числа». Этот принцип определяет жизнь Вселенной.
Изложенные выше принципы, их использование позволят человеку осуществить интеграцию акмеологических, валеологических и экологических знаний как условия развития человека в органическом единстве с природой.

Индивидуальное формирование здорового образа жизни зависит от отражения зеркального «Я» и находится в зависимости от социальной среды, но главным, интегрирующим фактором системы ценностной ориентации является личностный смысл жизни. При этом, смысл жизни не может быть малым или большим. Он органично соединенный с вселенским и всемирным процессом и изменяет его в свой особый сторону, именно это изменение и является содержанием жизни. Изучение проблемы отношения к здоровью предполагает определение самого понятия «отношение к здоровью» — это совокупность индивидуальных выборочных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, которые способствуют или, наоборот, угрожают здоровью личности, а также соответствующую оценку индивидом своего физического и психического состояния.

Рассматривая психологическую феноменологию личностного «Я», которое решает проблему характера, еще раз убеждаемся, которой сложной и непонятной является человек сам для себя. Но сам характер человека дает возможность определить попытки человека к индивидуальной здорового образа жизни.
Отношение к здоровью — один из элементов самообеспечения, который включает три основных компонента: когнитивный, эмоциональный и мотивационно-поведенческий.

Когнитивный компонент характеризует знания человека о своем здоровье, понимание значения здоровья в жизнедеятельности, знание основных факторов, влияющих как негативно так и положительно на индивидуальное здоровье.

Эмоциональный компонент отражает переживания, связанные с состоянием здоровья.
Мотивационно-поведенческий компонент определяет место здоровья в личностной иерархии ценностей человека, особенности мотивации в области здорового образа жизни, особенности поведения в условиях болезни.

Формирование отношения к здоровью — это сложный противоречивый и динамичный процесс в котором нам удалось выделить основные группы факторов: внутренние (демографические, индивидуально-психологические, индивидуальные особенности человека, состояние здоровья) и внешние (качество окружающей среды, в том числе особенности социального микро-и макро среды, а также профессионального окружения в котором находится человек).
Прежде охарактеризуем такой фактор, как тендерные особенности отношения к здоровью. Данные многочисленных эпидемиологических исследований свидетельствуют о том, что в течение нескольких десятилетий во многих странах, в том числе в Украине, растет разрыв в средней продолжительности жизни мужчин и женщин, который в настоящее время достигает десяти лет. В чем же заключаются основные отличия отношение женщин и мужчин к собственному здоровью?

Биологические преимущества женского организма по данным различных исследований составляют 1,5-2,5 года. Влияние окружающей среды на мужчин и женщин, проживающих в одном регионе практически одинаков. Аналогичный вывод можно сделать относительно влияния социально-экономических условий. В данном случае объяснение необходимо искать в действии психологических факторов.

В результате проведенных исследований установлено, что у представителей женского пола наблюдается более высокая самооценка здоровья по сравнению с мужчинами. Наряду с этим доказано, что доминирующая потребность в системе терминальных ценностей женщин — здоровье, а у мужчин — работа. Здоровье как ценность для мужчин находится на 3-4 месте, что дает основания думать о том, что мужчины в большей степени чем женщины склонны жертвовать своим здоровьем ради профессиональной карьеры.

К числу других тендерных особенностей необходимо отнести стереотипы «мужского» поведения, и особенности эмоциональных реакций на изменения в состоянии здоровья.

Следующий фактор, который влияет на отношение к здоровью является возраст человека. Установлено, что отношение к болезни имеет тенденцию меняться от недооценки в молодом возрасте к адекватному восприятию в зрелом и переоценки в пожилом и снова недооценки в старческом возрасте. Итак, существует возрастная динамика значимости здоровья, а значит и отношение к нему.

Не менее важный фактор, который влияет на отношение к здоровью является профессиональная деятельность. Негативное влияние на здоровье, прежде всего, имеют следующие особенности профессиональной деятельности как дефицит времени, психоэмоциональные напряжения, ответственность и ненормированный рабочий день. Установлено, что большинство руководителей имеют нормативное представление о здоровом образе жизни, однако не всегда осознают, что эффективность профессиональной деятельности подчиненных определяется не только производительностью и качеством их труда, но и ценой усилий (здоровье), которые потрачено на достижение результата.

Выводы:

1. Здоровый образ жизни человека реализуется на основе специфических принципов-законов: жить по законам Вселенной; позитивно думать и воспринимать себя и других; усиливать волевой движение к реализации собственного «Я»; придерживаться индивидуальной программы здорового образа жизни; достигать согласия с миром и собой; соблюдать законов слова, звука, числа, цвета, света, геометрических форм, исповедовать жизни.

2. Здоровый образ жизни личности включает следующие компоненты: самоосознание, свободу воли, как осознанную необходимость, совесть и творчество как условие здорового образа жизни, соблюдением законов природы, семейным и этническим традициям, которые находят свое отражение в поступках и чертах характера.

3. Основными структурными компонентами, которые определяют уровень отношения индивида к собственному здоровью являются когнитивные, эмоциональные и поведенческие компоненты. При этом важнейшими факторами, влияющими на формирование отношения к здоровью является половой диморфизм, возраст человека и профессиональная деятельность.

Литература:
1. Апанасенко Г.Л., Попанова Л.А. Медицинская валеология / Г.Л. Апанасенко Л.А. Попанова — М.: Здоровье, 1998. — 215 с.
2. Вернадский В.И. Биосфера и ионосфера / В.И. Вернадский — М.: Айрис-Пресс, 2002. — 210 с.
1. Войтенко В.П. Здоровье здоровых: Введение в синологию / В.П. Войтенко — К.: Здоровье, 1991. — 248 с.
2. Гарбюузов В.И. Человек, жизнь, здоровье. (Древние и новые каноны медицины) / В.И. Гарбюузов — СПб, 1995. — 215 с.
3. Журавлева И.В., Шилова Л.С. Отношение человека к здоровью и продолжительность жизни / И.В. Журавлева, Л.С. Шилова и др. — М.: 1989. — 158 с.
6. И. Сан — Франциско. Святой остров. / Иоанн Сан — Франциско — М.: 1992. — С.33.
7. Калью П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровья» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация. / П.И. Калью — М.: 1988. — 158 с.
8. Лаптев А.К. Тайна пирамиды здоровья. / А.К. Лаптев — СПб.: М, 1998. — 232 с.
9. Никифоров Г.С. Здоровье как системное понятие. Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. — СПб.: К, 1998. — 235 с.
10. Яремок А. Формирование здорового образа жизни: проблемы и перспективы / А. Яременко, А. Балакирева, А. Вакуленко и др. — М.:. ин-т соц. досл, 2000. — 245 с.

Остались вопросы или есть что добавить? Пишите:

avatar
  Подписаться  
Уведомление о

Внимание! Представленная на сайте информация является ознакомительной и не является единственным верным источником, для полноценного лечения обратитесь к врачу!
Сайт не предназначен для просмотра лицам младше 18 лет.