В статье рассматривается эффективность распространения религиозных взглядов и соблюдение христианских (православных) традиций, выраженных изучением библейских текстов, духовной литературы, участием в богослужении, молитвах, таинствах, праздниках, соблюдение постов и др. через социальные институты семьи, образования, средства массовой информации, религии , политики и др. с реализацией оптимальных методов воспитания (беседа, диспут, доклад, лекция, упражнение, общественное мнение, воспитательные ситуации и т.д.), которые способствуют активности форм самосознания и повышению рационального начала в структуре сознания для формирования гуманных моральных качеств и здорового образа жизни людей.

В последнее время, повышенное внимание уделяется проблемам связи религии с различными сферами жизнедеятельности общества на научно-практических конференциях, а именно — вопрос взаимодействия религии и научного прогресса (Платошкина А.Г. 4, 183-184), организации государственно-церковных взаимоотношений (Турчин Я.Б. 4, 228-230), процессам социализации молодежи (Гавриленко М.О 4, 43-45), свободы человека и православия (Якубьян Я.М. 4, 248-252), формированию толерантности (Чугрина О.Ф. 4, 244-246), особенностям творческих способностей (Фирсова А С. 5, 232-233), формированию нравственных качеств (Величко В.М. 5, 38-39), коммуникативных особенностей старшеклассников (Кириченко А.И. 5, 103-104) и другие.

Здоровый образ жизни определяется общественно-демографическим показателям рождения, смертности, средней продолжительности жизни, заболевания, уровня физического развития. Основными принципами здорового образа жизни является индивидуальная и общественная полезная духовная или физическая деятельность, отказ от вредных привычек, соблюдение рационального питания, выполнение двигательной активности, соблюдение общечеловеческих норм и принципов морали и т.п.

Мораль — одна из форм духовной жизни, которая является универсальным средством социальной регуляции. Эта форма общественного сознания определяет и контролирует поведение человека в заданных областях общественной жизни. Основой нравственного поведения есть общепринятые нормы и ценности, выработанные человечеством. Важную роль в формировании нравственной культуры человека и общества является нравственная образование, который несет знания о моральных ценностях, дает понимание моральным измерением поведения личности, действиям социальных субъектов, жизни общества.

Моральное поведение человека состоит преимущественно на основании усвоения определенных обычаев и традиций, которые распространяются в социуме и формируют общественное сознание. Одним из наиболее значимых и наиболее постоянных в истории социальной практики средств формирования нравственного поведения является религия. Среди многих виросповидувань в истории отечественной духовной культуры ведущей считается христианство (православие), в котором заложен большой нравственный потенциал, направленный на формирование религиозного сознания и поведения, способствующих здоровому образу жизни человека.

Под влиянием религиозных (православных) взглядов, связанных с распространением смысл библейских текстов, духовной литературы, участием в богослужении, молитвах, праздниках и т.п., создают условия для формирования у человека гуманных моральных качеств, связанных со смирением, милосердием, чистосердям, умиротворением , самосудженням, терпимостью, беззлобием, собранностью, органичностью, покаянием и прочее. Анализ вышеупомянутых качеств дает основание выявить взаимодействие поведенческой активности этих качеств с поддержкой здорового образа жизни человека. Эти качества можно классифицировать на две группы, первая содержать активность самосознания индивидов, а вторая — действие процессов общения. Здесь проявляется активность духовного человеческого элемента во взаимодействии с физическим двигательным началом. Наличие у человека гуманных моральных качеств активизирует самосознание в направлении организации деятельности, поведения, и способствует развитию интегративных отношений между людьми.

Вести здоровый образ жизни — значит постоянно контролировать и оценивать свою умственную и физическую активность. Достичь поведения, выражающее данный стиль жизни, можно достичь путем повышения уровня рационального начала в структуре индивидуального сознания посредством реализации произвольных психических процессов через активность восприятия, продуктивность мышления и памяти, развитие высших чувств и результативность волевых усилий, проявления рационального начала в типах темперамента, экстравертная характера и творческих способностей.

Повышенное рациональное начало с его многочисленными элементами проявляется в гуманных, моральных качествах, которые выражаются в поведении человека. Имея внутреннюю модель образцовой гуманной поведения, индивид концентрирует духовные и физические усилия для выполнения нормативной активности. Наиболее действенным средством достижения гуманной поведения является активность механизма самосознания, которая направлена ​​на формирование необходимых черт характера, связанных с людинолюбивимы, доброжелательным отношением к людям, к труду и к самому себе.
Наличие гуманных качеств и действенность морального поведения становится возможным приобрести путем распространения религиозных взглядов в социальной среде, а также через активизацию механизма самосознания у верующих.

Распространение религиозных взглядов следует осуществлять через социальные институты семьи, образования, средства массовой информации, религии, политики и прочее, применяя такие методы воспитания, как проведение и организация бесед, диспутов, докладов, лекций, упражнений, общественных мнений и воспитательных ситуаций. Следует отмечать эффективность применения комплексной работы вышеупомянутых социальных институтов и реализации методов воспитания для формирования нравственных гуманных качеств преимущественно у подрастающего поколения. Однако, если семья, учебные заведения, средства массовой информации, общественные организации могут выполнять просветительскую работу, то религиозные организации приблизят людей к православным обрядам — ​​изучение духовной литературы, участия в богослужении, молитвах, таинствах, праздниках, соблюдение постов и т.д.

Комплексная работа социальных институтов по распространению религиозных взглядов может приблизить людей к религии, а участие в религиозных обрядах повысят уровень религиозности и создаст лучшие условия для духовного самосовершенствования верующих.

Для выявления нравственных гуманных качеств у будущих специалистов в области физической культуры мы провели социологический опрос (анкетирование) студентов 1 — 4 курсов дневного и заочного отделения трех факультетов (7 групп) Донецкого государственного института здоровья, физического воспитания и спорта. В анкетировании принимали участие 101 человек в возрасте от 17 до 37 лет, из них 75 украинский, 24 россиянина, 1 — татарской и 1 греческой национальностей, в том числе 46 мужчин, 55 женщин, проживающих в Донецкой и Луганской областях.

Результаты анкетирования выявили наличие моральных качеств, сформированных под влиянием религиозных идей, о чем свидетельствуют полученные ответы — 1504, что составляет 78%, а их отсутствие было обнаружено в 424 ответах — что выражается в 22% от общего числа ответов — 1928. Проведено анкетирование определило отсутствие у студентов таких гуманных качеств, как добродушие, чувственность, заботливость (95%), справедливость, щедрость (94%), ощущение душевности (86%), не осуждение (75%), отсутствие подозрения (72%), отсутствие многословия (69%).

Выводы. Участие в христианских (православных) обрядах и влияние религиозных взглядов через социальные институты семьи, образования, средств массовой информации, религии, политики с реализацией оптимальных методов воспитания способствуют активности форм самосознания и повышают уровень рационального начала в структуре сознания, создавая условия для формирования гуманных моральных качеств и здорового образа жизни населения России.
Перспективы дальнейших исследований в данном направлении могут быть связаны с изучением влияния религиозных взглядов на изменения процесса общения в разных социальных группах общества.

Список литературы

1. Величко, В.М. Формирование человечности: монография / В. М. Величко. — М.: «Юго-Восток», Лтд, 2009. — 188 с.
2. Ерышев, А.А. Религоведение: учеб. пособ. А. А. Ерышев. — 3е изд. — М.: МАИП, 2003. — 280 с.
1. Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта: научная монография под ред. С. С. Ермакова. — Харьков, 2009. — № 10. — 280 с.
2. Роль науки, религии и общества в формировании нравственной личности: Мат-лы ХХIV Международной научно-практической конф. — М.: УПШИ «Наука и образование». — 2008. — 284 с.
Религия и современные идеологии: интеграция или противостояние: Мат-лы ХХVI Международной научно-практической конф. — М.: УПШИ «Наука и образование». — 2009. — 460 с.

Остались вопросы или есть что добавить? Пишите:

avatar
  Подписаться  
Уведомление о

Внимание! Представленная на сайте информация является ознакомительной и не является единственным верным источником, для полноценного лечения обратитесь к врачу!
Сайт не предназначен для просмотра лицам младше 18 лет.