Понятие «образа жизни» достаточно многоплановое, охватывает различные сферы жизнедеятельности людей и поэтому применяется во многих научных дисциплинах и исследованиях: в философии, политологии, культурологии, социологии, педагогике, психологии и других областях познания. Анализ этого понятия многими учеными обнаруживает связь объективных процессов в жизни общества.

Таким образом, к главным сущностных аспектов образа жизни можно отнести следующие:

  • Решающим фактором, определяющим образ жизни, являются социально-исторические условия;
  • Центральное понятие образа жизни — это жизнедеятельность общества и его членов;
  • Понятие образа жизни может применяться на трех различных уровнях, а именно: можно рассматривать образ жизни всего общества, различных социальных групп и, наконец, отдельно взятой личности; образ жизни — это не просто сумма различных видов жизнедеятельности, а их закономерная целостная система, охватывает все сферы бытия личности или социальной группы, изучение образа жизни требует комплексного подхода, который должен осуществляться силами философов, социологов, педагогов, психологов и представителей других дисциплин; образ жизни является интегральной характеристикой жизнедеятельности и поэтому должен рассматриваться в связи со всей совокупностью условий жизни (социальных, естественно-биологических, бытовых, психолого-педагогических).

Образ жизни не определяется лишь характером поведения человека, положительно или отрицательно влияет на здоровье. Сам характер поведения обусловлен физическим окружением, культурной средой, воспитанием, материальными возможностями. На формирование образа жизни влияют стереотипы отношений между людьми, их жизненный опыт и социальные условия, которые определяются средой и зависят от него.

Здоровый образ жизни — культурный образ жизни, цивилизованный, гуманистический, забота о здоровье, как высокая ценность.

Одни разновидности образа жизни укрепляют здоровье, развивают человека физически и умственно, защищают от негативных стрессовых воздействий, другие отрицательно влияют на здоровье. Например, курение или употребление алкоголя, вредные привычки иногда следствием определенной стрессовой ситуации и превращаются у некоторых людей в систему. С ее помощью они пытаются якобы облегчить свою жизнь или расширить возможности для социальных контактов.

Содействие здоровью и здоровому образу жизни определено должно оказывать государство, как одному из основных направлений государственной политики здравоохранения, предусматривающий необходимость много секторальной деятельности, привлечения к ней государства, общества, некоммерческих и коммерческих неправительственных организаций и индивидуумов. Как показывает анализ, приоритеты этой деятельности в целом совпадают с приоритетами в этой сфере, определенным Основами политики достижения здоровья для всех в XXI веке в Европейском регионе. Для привлечения внимания широких кругов общественности к проблеме здорового образа жизни многими организациями реализуются программы, участники которых имеют возможность ознакомиться с теоретико-методологическими основами формирования здорового образа жизни, законодательными и нормативными актами Украины по формированию здорового образа жизни в молодежной среде, оценке состояния здоровья и факторов здорового образа жизни украинской молодежи по результатам социологического опроса, положительным зарубежным и отечественным опытом реализации социальных программ и проектов по формированию здорового образа жизни молодежи.

Вместе с тем, не менее актуальной является проблема обеспечения выполнения требований действующего законодательства относительно содействия здоровью и здоровому образу жизни со стороны всех субъектов общественных отношений — органов государственной исполнительной власти и местного самоуправления, предприятий, организаций и отдельных граждан. На сегодня достаточно широкая нормативная база, наработанная является недостаточно эффективной из-за невыполнения действующих законов.

Анализ нормативно-правовых актов мирового сообщества и в ряде стран Запада по содействию внедрению здорового образа жизни, а также отечественного законодательства с указанные проблемы позволяет сделать обобщение, что мировое сообщество все больше выходит из необходимости обеспечения права человека на сохранение и укрепление здоровья. Это право предусмотрено Декларацией прав человека, Европейской социальной хартией и другими международными документами. Проблема содействие здоровому образу жизни находит свое отражение в ряде специальных документов, которые принимались в ходе регулярных международных конференций по проблемам пропаганды здорового образа жизни.

Одной из основных стратегических задач национального образования является воспитание молодежи в духе ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, как к наивысшей индивидуальной и общественной ценности.

Основным фактором создания гармонично развитой личности является физическая культура и спорт. На современном этапе развития общества возрастают требования к физической подготовке людей, ведь именно уровень здоровья нередко — фактор работоспособности в процессе жизнедеятельности человека.

Занятия физической культурой и спортом имеют большое значение в формировании здорового образа жизни, духовного и физического развития студенческой молодежи. Занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье, повышают нервно-психическую активность до эмоциональных стрессов, поддерживают физическую и умственную работоспособность.

В последние годы появились определенные работы, связанные с изучением проблем здоровья и здоровый образ жизни в рамках образовательной процесса профессиональной школы: обсуждаются общие вопросы здоровья студенческой молодежи; ведется анализ распространения алкоголизма и наркомании в молодежной среде; исследуется влияние различных факторов на формирование здорового образа жизни; изучается характер и уровень валеологических знаний студентов; ведется поиск условий и средств формирования здорового образа жизни молодежи.

Студент, как человек определенного возраста и как личность, может быть охарактеризован с трех позиций:

1) с социальной стороны, где отражены общественные проявления, отношения.

2) с психологической стороны, это психология личности.

3) по биологическому (физическое состояние студента).

Студенческий возраст характеризуется интенсивной работой над формированием своей личности, изучением стиля поведения.

В студенческом возрасте завершается физическое созревание организма. Этот период характеризуется развитием физиологических потенциалов (максимальная реактивность организма, оптимальные уровни артериального давления и др.). До 17-18 лет процесс всестороннего совершенствования двигательной функции близок к завершению. Одновременно наблюдается увеличение максимальных показателей силы, быстроты движений и других показателей, что свидетельствует о развитии двигательного аппарата .

Молодые люди в этот период обладают огромными возможностями для учебы, общественной деятельности. Поэтому физическая культура и спорт становится действительно важным средством укрепления здоровья, естественной биологической основой для формирования личности, эффективного обучения, успешной общественной деятельности. Формирование здоровья успешно может проходить в условиях организации здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни — это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие, укрепление здоровья, повышают производительность труда. Это такие формы и способы ежедневный, отказ от вредных привычек, закаливание, оптимальный двигательный режим. При таких условиях состояние здоровья студентов меняется и однозначно улучшается. Состояние здоровья определяют влиянием многих факторов. Но в условиях, позволяющих сохранить здоровье, без сомнения, необходимо отнести и физическую культуру. Не следует считать, что занятия физической культурой и спортом автономно гарантируют отличное здоровье. Обязательным условием здорового образа жизни студента является отказ от употребления алкоголя, курения, наркотиков.

Молодые люди не всегда обладают необходимыми знаниями и убеждениями, чтобы сознательно выбирать здоровый образ жизни. Иногда им мешают вредные для здорового образа жизни традиции и укоренившиеся в быту той или иной семьи привычки.

Полезные привычки помогают в формировании гармоничного развития личности, вредные — наоборот, тормозят ее становление. Привычки очень устойчивы.

По мнению А. В. Царика, физическая культура объединяет многие компоненты: культуру двигательной активности, закаливание, дыхание, питание, массаж, медитация, использования факторов природы. О физической культуре следует говорить в первую очередь, потому что она — основа и движущая сила формирования здорового образа жизни.

У студентов, которые активно и систематически посетят занятия по физическому воспитанию, вырабатывается определенный стереотип режима дня, повышается уверенность в поведении и уровень соблюдения норм здорового образа жизни.

Таким образом, занятия физическими упражнениями, активный двигательный режим имеют большое значение в формировании здорового образа жизни, духовного и физического развития студенческой молодежи. Занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье, повышают нервно-психическую устойчивость к эмоциональным стрессам, поддерживают физическую и умственную работоспособность.

На эту тему:

Остались вопросы или есть что добавить? Пишите:

avatar
  Подписаться  
Уведомление о

Внимание! Представленная на сайте информация является ознакомительной и не является единственным верным источником, для полноценного лечения обратитесь к врачу!
Сайт не предназначен для просмотра лицам младше 18 лет.