Просветительская направленность в физическом воспитании студентов

Настоящее меняет требования к физической подготовленности студентов, побуждает к определению и осознание роли физической культуры, как составной части общей культуры, и необходимость решения проблем связанных со здоровьем.

Ориентация физического воспитания на усвоение жестко регламентированного программного материала, содержание которого определяется обязательным прикладной подготовкой и сдачей нормативных зачетов, исключает возможность обращения к личности студента и развития его индивидуальности.

Специфическая направленность в использовании средств, методов, форм обучения и воспитания в сфере физической культуры привела к разрыву образования и физической культуры — студенты не полностью осознают и не воспринимают физкультуру как жизненно важную ценность. Вследствие этого физическая культура как учебный предмет вуза не выполняет в полной мере своей важной функции — формирование действенного отношения человека к собственному физическому совершенствованию, а значит, характеризуется снижением интереса у большинства студентов к физкультурно-спортивной деятельности и уменьшением ее престижа.

Ограниченное содержанию и объему физическое воспитание в вузе не способно полностью решить комплекс задач физического совершенствования, духовного и интеллектуального развития студентов.

Решение указанной задачи должно осуществляться через воспитание физической культуры личности, связанной с желанием, потребностью и умением человека сохранять и совершенствовать свое здоровье с помощью широкого объема знаний, получение которых возможно при условии выделения образовательного аспекта на занятиях физической культурой. Образовательный аспект понимается овладение студентами научными знаниями, практическими умениями и навыками, развитие умственно-познавательных и творческих способностей, а также мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.

Низкую эффективность реализации программы физического воспитания в вузе приводит не только недостаток времени, отведенного на обязательные занятия, но и недостаточная разработка научно обоснованных методов построения учебного процесса физического воспитания. В связи с этим указанные недостатки в системе обязательных занятий призваны компенсировать самодеятельные и самостоятельные формы организации физического воспитания в условиях досуга, потенциальные возможности которого привлекают повышенное внимание современных теоретиков и практиков.

Самостоятельный процесс физического совершенствования студентов обуславливает усиление образовательной и методической направленности педагогического процесса, усвоения студентами знаний, позволяющих им рационально осуществлять физкультурно-спортивную деятельность с использованием разнообразных средств физической культуры, традиционных и нетрадиционных методов физического воспитания, а также полноценного использования свободного времени, повышение образовательной направленности физического воспитания именно в условиях досуга.

Физическое воспитание в вузе, регламентированное содержанию и объему обязательных часов учебной программы, по данным наших наблюдений и многочисленными результатами других исследований, не способно полноценно решать комплекс задач по физической подготовленности, интеллектуального и духовного развития студентов.

Усвоение культуры физической должно начинаться с овладения системой знаний, формирующих ценностное отношение и способность студентов к физической совершенствования и самореализации здорового стиля жизни.

Совершенствование учебного процесса должно предусматривать планомерный переход от обязательных форм к процессу физического самосовершенствования студентов. По мнению Л.И. Лубышева, такой путь приводит к усилению образовательной и методической направленности педагогического процесса, усвоения студентами физкультурных знаний, позволяющих самостоятельно и рационально осуществлять физкультурно-спортивную деятельность.

Между тем, образовательная направленность физического воспитания будет оправданной в случае тесной взаимосвязи процессов теоретического усвоения знаний и их практического использования в самоорганизации здорового образа жизни. В связи с этим становится очевидным, что образовательный подход должен сочетаться с направленным воспитанием мотивации, интереса и ценностного отношения к физической культуре и состояния личного здоровья студента.

В сфере физической культуры недостаточно представлены такие качества и элементы человеческой индивидуальности, как самореализация, проективный и целенаправленный саморазвитие, творчество, духовные потребности, является импульсом всякой деятельности. Это ограничивает возможности физкультурной деятельности развитием только двигательной сферы, что, в конце концов, снижает культурный потенциал данной отрасли человеческой практики, не позволяет реализовать возможности физической культуры в развитии интеллектуальных, умственных, творческих и коммуникативных потенций человека.

Выделена совокупность противоречий, социальная значимость проблемы, потребность практики физического воспитания студентов в обоснованных технологиях физического воспитания обусловили поиски новых форм физического воспитания в единстве с социокультурной деятельностью.

Усиленное внимание современных теоретиков и практиков привлекают потенциальных возможностях досуга. Ведь досуга для молодежи, особенно студентов, является приоритетной ценностью, в сфере досуга реализуется много социокультурных потребностей личности. Сфера досуга характеризуется свободой личности, проявляющееся в свободном выборе форм, места и времени проведения досуга. Именно на досуге человек проявляет себя как свободная индивидуальность.

Актуализация вопроса формирования физической культуры в условиях досуга обусловлена ​​также неблагоприятной экологической ситуацией, коммерциализацией учреждений спорта, деформацией образа жизни многих семей, недоразвитостью оздоровительных форм проведения досуга, низким уровнем физической и психической культуры родителей, отсутствием системы непрерывного физического воспитания. В социально-культурной и педагогической плоскости причина сложившейся ситуации заключается в девиации ценности физической культуры, отсутствия социально значимого статуса физической составляющей имиджа человека. Социально-педагогический анализ физической культуры в условиях досуга свидетельствует о ее значительный потенциал в формировании разностороннего развития личности. Однако в реальной практике возможности досуга используются не полностью.

Досуг является объектом многих наук (философия, социология, экономика, культурология, география, история, психология, педагогика и др.), для которых общим является вопрос исследования: чем занимаются люди в свободное время и что для них значит выбрана деятельность досуга.

Досуг рассматривают как часть внерабочее время (в пределах суток, недели, года), что остается у человека, за вычетом различных неотложных, необходимых затрат. Границы досуга определяются разницей между общим временем жизнедеятельности людей и внерабочее время и выделением в составе последнего различных элементов занятого (несвободного времени).
Одним из первых в педагогике определил досуга как деятельность Б.Г. Ананьев: «Досуг ориентировано на поиск наиболее развивающих форм деятельности, а ярко эти ориентации выражены в игре».

Определяющим в характеристике досуга Ж. Дюмазедье считает его бескорыстие, свободу от обязанностей. Настоящее досуга, по его мнению, — это использование (применение) любого вида физической, артистической, интеллектуальной или социальной активности.

Итак, характерными «составляющими» досуга является свобода от обязанностей, от работы, отдых, расслабление, рекреация.

По мнению С.А. Шмакова, досуг рассматривается комплексно, как время духовного развития молодежи, который предоставляет ему свободный выбор общественно-значимых ролей и положений, позволяет заниматься деятельностью, развивающей неограниченные возможности, таланты в наиболее целесообразно применение; как сфера, в которой полнокровно раскрываются потребности в свободе и независимости , активной деятельности и самовыражении; как особая социальная сфера, где люди удовлетворяют личностные потребности в самоперевирци, самооценке собственного «Я»; как зона активного общения, в которой люди открыты для воздействия самых общественных институтов и организаций.

Досуг оказывается в рекреации, освобождении от психических и физических нагрузок, в восстановлении сил, удовлетворении коммуникативных потребностей путем привлечения к развлекательно-игровых, зрелищных, просветительских, оздоровительных, художественно-творческих форм деятельности досуга.

Содержание и направления культурно-досуговой деятельности могут быть различными: самообразование, художественная самодеятельность, техническое творчество, культурный отдых, развлечения, общественно-полезная деятельность и физкультурно-спортивные занятия.

Для решения проблемы формирования физической культуры студенческой молодежи в условиях досуга на начальном этапе мы решили выяснить, как влияет спортивный досуг на улучшение образовательных, физических и физиологических качеств студенческой молодежи.

Итак, наиболее значимыми факторами, влияющими на формирование мотивации и активное отношение к физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях досуга, является необходимость улучшения качества физкультурных знаний. Деятельность досуга, ориентированная на создание культурного пространства в социуме с присущим ему стойкостью и подвижностью, позволяет сочетать возможности личностной автономии, свободы выбора, самоопределения с педагогически целесообразным вмешательством.

Физическое воспитание с акцентом на образовательную направленность в условиях досуга повышает гуманистические и культурологические ценности физической культуры студентов.